С самого становления рыночной экономики в России и появлении такого налога, как НДС, предприниматели и компании вынуждены доказывать реальность операций с учетом налога на добавленную стоимость. Даже если вы работаете честно и не пытаетесь уклоняться от налогов, используя различные "хитрые" схемы, вы рискуете подпасть под пристальное внимание ФНС и доказывать свою невиновность непосредственно перед налоговиками или в суде.
Почему возникают проблемы со сделками?
Изначально правила работы с НДС регулировал соответствующий закон, принятый в 1992 году. Позднее его положения включили в Налоговый кодекс, изменив только ставку. Правила расчета и возврата остались прежними. Как до, так и после 2001 года, когда изменилась ставка, некоторые предприниматели уходили (и продолжают уходить) от налогово, используя ряд схем. Некоторые из этих схем раскрывают, другие остаются. Более того, с каждым годом нечестные предприниматели изобретают новые методы сокращения налогооблагаемой базы, прежде всего, с помощью фальшивых сделок с контрагентами. В результате государство не только не получает налоги, но и нередко вынуждено возвращать то, что было выплачено.
С некоторых пор налоговая служба пристально следит за операциями, совершенными с учетом НДС, и подозревает даже честных предпринимателей в попытке уклонения от налогов. Если такое подозрение падет на вас и ваш бизнес, вам грозит взыскание якобы невыплаченной суммы и административная ответственность.
Как и когда доказывать реальность сделки?
Если у налоговой службы возникают подозрения, она направляет письмо предпринимателю с просьбой представить доказательства реальности сделки. Такими доказательствами могут служить документы:
- накладные, полученные вашим покупателем или поставщиком;
- путевые листы;
- акты приема-передачи;
- сертификаты качества на продукцию и многое другое.
Таким образом, любые документы, которые так или иначе относятся к сделке, смогут подтвердить ее реальность. Одного договора с контрагентом недостаточно. Важно доказать реальность самого контрагента. Сделать это можно, заказав выписку из ЕГРЮЛ.
Все документы, кроме выписки, следует готовить заранее. Ни в коем случае не нужно выкидывать справки, накладные, путевые листы и другие бумаги, так или иначе подтверждающие закупку или продажу, доставку товара и другие операции. Они требуются далеко не всегда, но риск есть.
Даже если налоговики обратятся в суд (а это происходит в четырех из пяти случаев), вы можете доказать свою невиновность с помощью перечисленного списка документов. Суд определяет, была ли реальна сделка, оценивая хозяйственные операции: оплату товара, его транспортировку, размещение на складе, конечную продажу. Саму доставку подтверждать необязательно: возможно, эта операция просто не проводилась при совершении сделки.
В отношении предпринимателей, как показывает практика, действует презумпция виновности: всем компаниям приходится заботиться о доказательствах задолго до того, как у налоговой возникнут вопросы.
Смотрите так же: бухгалтерский учет в ООО в Самаре и аутсорсинг бухгалтерии от компании "Бизнес Гарант"