Бухгалтерский учет: определение, задачи, принципы

Бухгалтерский учет — это сбор, систематизация и оформление всех данных по объектам учета в денежном выражении и составление отчетности на основе этой информации о движении средств, имуществе и обязательствах. Начиная любую хозяйственную деятельность, требующую регистрации в налоговом органе, физическое или юридическое лицо должно организовать бухгалтерский учет. Под ним понимают фиксацию, расчет и анализ любых операций, связанных с деньгами, имуществом, какими-либо активами в рамках определенной деятельности. Так, будучи индивидуальным предпринимателем и работая в одиночку, вы должны рассчитывать доходы и расходы, определять размер подоходного налога и взносов в социальные фонды. Бухгалтерский учет организации включает в себя фиксацию всех операций: оплаты счетов, закупки сырья или товаров, перечисления заработной платы и т.д., вплоть до налогов.

Фиксацию и расчет расходов, доходов и иных операций необходимо вести по строго определенной системе. Под такой системой понимают бухучёт.

Что входит в объекты бухгалтерского учета?

Объекты бухгалтерского учета определяет 402-ФЗ от 6.12.2011 г., статья 5. К ним относятся:

  • Любые операции, которые так или иначе влияют на финансовое положение.
  • Активы (физическое имущество, ценные бумаги, вклады, приносящие доход, и т.д.).
  • Источники финансирования.
  • Доходы и расходы.
  • Обязательства и другие объекты.
Что входит в объекты бухгалтерского учета

Чему служит бухгалтерский учет?

Возможность подсчитать налоги и взносы и оплатить их в полном объеме - только вершина айсберга. Бухгалтер или человек, выполняющий его функции, обязан:

  • отслеживать и фиксировать информацию о деятельности организации - документально, с помощью установленных законом и внутренними документами способов;
  • контролировать работу, не допускать нарушения законов и норм при ведении хозяйственной деятельности и самого бухгалтерского учета;
  • выявлять резервы, просчитывать результаты планируемых сделок и операций;
  • определять текущее финансовое состояние;
  • прорабатывать действия, которые позволят предотвратить убытки.

Результат работы бухгалтера - не только отчет, который можно отправить в налоговую, но и полная база данных о финансовом состоянии компании, ее развитии и перспективах. Грамотный бухгалтерский учет позволит принимать те или иные решения, опираясь на их финансовые результаты.

Организация бухгалтерского учета

Согласно законодательству, юридические лица обязаны организовать бухгалтерский учет. Физические лица - индивидуальные предприниматели - от этого освобождены. Им достаточно фиксировать расходы и доходы, а также рассчитывать налоги и взносы.

Юридические лица руководствуются следующими документами при организации бухгалтерского учета:

  • Внутренними документами.
  • ФЗ № 402 от 6.12.2011.
  • Федеральными стандартами (ПБУ).
  • Планом счетов.

Во внутренних документах прописывается методика учета. Их разрабатывают, опираясь на ПБУ или федеральные стандарты, а также сам закон. Организацией бухгалтерского учета занимается руководитель. Он несет ответственность за выбор методики учета, системы налогообложения и т.д. Непосредственным ведением бухгалтерии занимается главный бухгалтер. Без него можно обойтись: его функции может выполнять директор. Кроме того, возможен аутсорсинг.

Виды бухгалтерского учета:

  1. Финансовый. Включает в себя всю информацию о расходах и доходах, обязательствах организации и ее контрагентов, активах и пассивах.
  2. Налоговый. Позволяет определить налоговую базу и рассчитать сумму налогов.
  3. Управленческий. Раскрывает информацию об управленческих нуждах организации.

Бухгалтерский учет: пошаговое руководство по организации

Этап 1. Выбор системы налогообложения

Юридическим лицам доступны:

  1. Основная система налогообложения (ОСНО). Используется по умолчанию.
  2. Упрощенная система (УСН). Имеет две разновидности: "Доходы" и "Доходы минус расходы".
  3. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Фиксированный налог.
  4. Единый сельскохозяйственных налог (ЕСХН). Применяется только для некоторых организаций, занятых в сельском хозяйстве.

Патентная система (ПСН) доступна только индивидуальным предпринимателям, которые от бухгултерского учета освобождены.

Перед тем, как выбрать систему, нужно оценить будущие расходы и доходы, определить условия, которым компания должна отвечать, используя ту или иную схему. Например, УСН действует только в отношении малого бизнеса, ЕНВД имеет ограничения по региону и виду деятельности, ЕСХН подходит только фермерах и агрокомпаниям. На все системы, кроме ОСНО, нужно переходить, подавая соответствующее заявление. ОСНО действует сразу после регистрации.

Сменить систему можно и через несколько месяцев или лет. Это делают с начала следующего отчетного года.

Этап 2. Изучение порядка сдачи налоговой отчетности

Определить все это можно, руководствуясь законодательными актами и нормами. Многое зависит от выбранной системы налогообложения. Например, компания на УСН не платит НДС, налог на имущество и прибыль, и соответствующая отчетность не требуется. Достаточно подать декларацию до 31 марта. Компании на ЕНВД предоставляют декларацию каждый квартал, при этом они не отчитываются по операциям, касающимся НДС, прибыли, имущества.

Этап 3. Разработка учетной политики

Это - внутренние документы компании, которые составляют, руководствуясь буквой закона и ПБУ от 01/2008. За них несет ответственность руководитель. Он утверждает учетную политику соответствующим Приказом в начале деятельности или отчетного года (если что-то изменилось).

В учетную политику входят:

  • порядок контроля хоз. операций;
  • рабочий план счетов;
  • формы первичных учетных документов;
  • формы внутренних учетных документов;
  • правила документооборота;
  • формы регистров бухучета;
  • порядок инвентаризации;
  • способы обработки учетных данных;
  • порядок оценки обязательств и активов и иные методики и технологии.

Этап 4. Утверждение рабочего плана счетов

В Минфине разработали и опубликовали План счетов для коммерческих предприятий. Его, вместе с инструкцией, используют при разработке рабочего плана - того, который реально потребуется в работе конкретной организации. В едином плане прописаны счета и субсчета по различным видам деятельности. Вы можете взять только те счета и субсчета, которые вам требуются в работе, а также добавить свои субсчета. Рабочий счет фиксируют в учетной политике.

Этап 5. Организация первичной документации

В первичных документах содержатся первичные данные о той или иной операции. Такой документ составляют одновременно с проведением этой операции, и он становится доказательством сделки или оплаты. Первичные документы могут быть сформированы как по общим правилам, так и по внутренней учетной политике. В последнем случае в них указывают все реквизиты, которые предусмотрены законом. При разработке первичных документов по внутренним формам руководствуются правилами документооборота, которые были составлены и зафиксированы в учетной политике.

Этап 6. Создание графика сдачи отчетности

Отчетность в налоговую службу сдают в строго определенные сроки раз в год или квартал, в зависимости от системы налогообложения. Для того, чтобы сдать ее своевременно, составляют график, которым руководствуются бухгалтеры.

Подводные камни бухгалтерского учета

С полноценной бухгалтерией вынуждены работать все юридические лица, и нередко они встречаются с проблемами. К ведению бухучета налоговый орган относится внимательно: при малейших подозрениям на обман юридическое и должностное лицо оштрафуют, а деятельность могут приостановить.

Проблемы вызывают и задержки со сдачей отчетности и оплатой налогов: компанию ждут штафы за каждый день просрочки.

Чтобы избежать возможных проблем, необходимо сразу правильно (в соответствии с законом и постановлениями) организовать бухгалтерский учет и вести его максимально аккуратно. Если вы все сделали правильно, наняли профессионального бухгалтера и не пытаетесь обмануть налоговую службу, используя какие-либо "серые" схемы, проблем с бухгалтерским учетом и налогами не будет.

Чиркина Маргарита
Автор:
Ведущий юрист центра корпоративного права ГК «Бизнес-Гарант»
Остались вопросы?

Вместе с этой статьей читают

21.04.2022

Бухгалтерские счета: таблица

Посмотреть

29.04.2022

Аудит организации бухгалтерского учета

Посмотреть

02.11.2021

Управленческий учёт в бухгалтерии: система, финансы, информация

Управленческий учёт на предприятии: цель и особенности работы.

Посмотреть

26.02.2021

Аудит внешнеэкономической деятельности

аудит ВЭД: основные этапы и необходимый пакет документов.

Посмотреть

20.02.2021

Налог на имущество физических лиц

Особенности налога на имущество физических лиц, подробный обзор.

Посмотреть
Подписка на рассылку

Заказать услугу
Оставить отзыв
Рассчитать стоимость
Оставьте свои контактные данные для расчета стоимости, и наш сотрудник подготовит уникальное предложение для вас
Рассчитать стоимость
Оставьте свои контактные данные для расчета стоимости, и наш сотрудник подготовит уникальное предложение для вас
Заказать услугу
Отзыв клиента