Каждый новый год многие из нас стремятся начать с «чистого листа», внести в свою жизнь какие-то важные изменения, улучшающие здоровье, благосостояние. Кто-то вовсе пытается все изменить кардинально, чтобы достигнуть желаемой цели. И это абсолютно правильно, главное, чтобы эти порывы не охладели со временем, не «затерлись» в суматохе ежедневных дел.
Это здоровое стремление касается и бизнеса. Как показал прошлый год, наиболее актуальной темой в развитии бизнеса является его правильное построение в налоговом плане для избежания возможных многомиллионных доначислений налогов по результатам проверок со стороны ФНС, а иногда и ответственности первых лиц компании по налоговым нарушениям. Именно руководителю и собственнику важно отслеживать основные тренды налогового контроля, знать особые зоны налогового риска, чтобы избежать крупных финансовых потерь, а то и вовсе банкротства компании. Об этом стоит призадуматься и прямо сейчас ввести в свой бизнес важные правила налоговой безопасности. Таких правил немало, обозначим некоторые из основных.
Именно выездная проверка представляет серьезную финансовую опасность для компании, ее собственников/руководителей. Поэтому важно не попасть в поле зрения налогового органа и не стать претендентом на выездной контроль.
Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, которой определены критерии налоговых рисков, используемых налоговыми органами в аналитической работе и в отборе налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок. Критерии рисков размещены на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) и регулярно обновляются.
Вот 12 критериев, которые анализируют налоговые органы:
В статье 54.1 НК РФ определены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.
Данная статья запрещает уменьшение налоговой базы, суммы подлежащего к уплате налога, если оно является результатом искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Статья 54.1 НК РФ устанавливает условия, при соблюдении которых налогоплательщику предоставляется право уменьшить налоговую базу, сумму подлежащего к уплате налогу по имевшим место сделкам (операциям).
К таким условиям относятся 2 обстоятельства:
Серьезный подход к выбору контрагента весьма важен, как для уверенности в качественности исполнения договорных обязательств, так и для минимизации налоговых рисков.
В целях оценки действий налогоплательщика налоговые органы:
У компании могут быть запрошены документы и информация относительно его действий при выборе контрагента, например, документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента; источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента); результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов; документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.); деловая переписка.
Следует отметить, что с учетом положений ст. 54.1 НК РФ совсем не лишним будет удостовериться в том, что сделку исполняет сам контрагент или лицо, на которое он возложил исполнение своего обязательства.
Кстати, порядок проведения проверки контрагента целесообразно закрепить локальным нормативным актом организации (приказом, положением и т.п.).
Как показывает практика, в ходе налоговых проверок и иных мероприятий контроля проверяющие весьма часто прибегают к допросам руководителей и работников компаний. Поэтому очень важно знать, какие вопросы обычно задаются должностными лицами налогового органа, чтобы заранее подготовиться к ответам на них.
Краткий перечень вопросов для руководящего состава компаний и рядовых работников приведен в известных Методических рекомендациях ФНС России и Следственного комитета РФ (Письмо ФНС от 13.07. 2017 № ЕД-4-2/13650@).