Что представляет собой налоговый учет на предприятии?
Согласно Налоговому кодексу РФ, налоговый учет определяется, как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании первичной документации, сгруппированной в соответствии с нормами НК РФ.
Информация, содержащаяся в налоговом учете, представляет собой налоговую тайну. Налоговый учет регулируется нормами Налогового кодекса.
Выделяют следующие цели ведения налогового учета:
- Для полноты и достоверности информации о порядке учета налогообложения в течение отчетного периода времени.
- Предоставление полученной информации для контроля за правильностью и своевременностью налоговых исчислений внутренним и внешним пользователям.
Таким образом, налоговый учет является непосредственным инструментом для отражения финансовых отношений между фирмой и государством. Так как бухгалтерский учет не может в полной мере отразить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика. Налоговый учет применяется исключительно в целях налогообложения и является достаточных для определения налогооблагаемой базы.
Стоимость
Стоимость для услуги организации налогового учета в организации начинается от 15 000 рублей
Как организовать налоговый учет организации?
Система налогового учета подразумевает под собой совокупность определённых показателей, которые напрямую или косвенно связаны с размером налоговой базы предприятия, критериев их систематизации в аналитических регистрах, а также формировании информации и ее отражение в этих регистрах.
Аналитические регистры налогового учета – это показатели, сгруппированные в соответствии с главой 25 НК РФ, которые применяются для систематизации данных о налоговом учете за отчетный период времени.
Обратите внимание! В отличие от бухгалтерского учета, законодательством РФ не предусмотрено единой системы налогового учета. Таким образом, каждая отдельная организация вправе сама выбрать удобный способ регистрации налоговых данных в зависимости от набора проведенных операций и специфики отрасли. Единственный установленный принцип – это принцип последовательности, согласно которому учет налоговый базы должен производится от одного налогового периода к другому.
После выбора порядка ведения налогового учета, он утверждается приказом руководителя. И изменить этот порядок можно будет только в следующих случаях:
- Изменения в законодательстве РФ.
- При изменении метода учета налогообложения. В этом случае, изменения применяются со следующего отчетного периода.
- При осуществление налогоплательщиком нового или новых видов деятельности.
Существуют три варианта организации налогового учета:
- Обособленный учет. В данном случает организация налогового учета осуществляется независимо от бухгалтерского учета, это возможно если в организации создан отдельный отдел по налоговому учету.
- Объединенный учет. При данном варианте, налоговый учет ведется с применением требований к бухгалтерскому. Те налоговые расходы будут отражены на счетах рабочего план. Это вариант налогового учета применяется в небольших компаниях, где исчисление налога на прибыль не трудозатратно.
- Смешанный учет. Налоговый учет, при котором применяется и в регистрах бухгалтерского учета, а регистр налогового учета применяется для систематизации и группировки данных бухгалтерского учета. Данный вариант является сложнее двух остальных и характерен возникновением ошибок. В этом случае, налоговый учет дополняет бухгалтерский и составляет с ним единое целое.
Ведение налогового учета организации
Налоговый учет должен отражать данные о налогообложении организации в отчетный период, те содержать в себе данные о:
- Формировании суммы доходов и расходов,
- Определение доли расходов, учитываемых для налогообложения,
- Остатке расходов, которые будут отнесены на расходы в следующем налоговом периоде,
- Сумме создаваемых резервов,
- Сумме налоговой задолженности к бюджету.
После анализа операция, осуществляемых в организации, руководитель принимает решение, какие объекты учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета.
Документы, подтверждающие данные налогового учета:
- Первичные учетные документы. Является основой для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.
- Аналитические регистры налогового учета. Из-за того, что нет единых форм регистров, организация разрабатывает их самостоятельно, либо вносит их в существующие регистры бухгалтерского учет.
- Расчет налоговой базы – составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм Налогового кодекса Российской Федерации.
Если предприятие предпочитает использовать данные аналитического учета, должны выполнятся два условия: они должны быть разработаны в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, а также они должны содержать в себе все необходимые сведения для расчета налога на прибыль.
В соответствии со ст. 9 ФЗ № 129_ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Подводя итог, можно сказать, что первичные документы являются основанием для ведения бухгалтерского и налогового учета организации.
Аналитические регистры налогового учета
Аналитические регистры налогового учета могут вестись в двух формах:
- на бумажных носителях;
- в электронном виде, на машинных носителях.
Главное, чтобы регистры налогового учета были организованы таким образом, чтобы обеспечивать непрерывное хронологическое отражение фактов хозяйственной деятельности предприятия и представлял полную и достоверную информацию по формированию его налоговой базы.
Аналитические регистры налогового учета должны содержать следующие виды реквизитов, для определения налоговой базы:
- наименование регистра,
- дату составления регистра,
- измерители операция (в денежном и натуральном выражении),
- наименование операций,
- подпись и расшифровку подписи лица, ответственного за составление регистров.
Обратите внимание! Для того, чтобы облегчить сверку данных бухгалтерского и налогового учета, помимо наименования хозяйственных операция, можно указывать корреспондентские счета, в рамках справочной информации. Хотя данную информация в рамках статьи 314 НК РФ отражать не нужно.
Также, согласно статье 314 НК РФ корректность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. Если в регистре налогового учета была допущена ошибка, ее исправление также должно быть подтверждено подписью человека, внесшего исправление, с указанием даты исправления и обоснованием вносимого исправления. Аналитические регистры налогового учета должны быть обеспечены защитой от несанкционированных исправления, при их хранении.
Цели, достигаемые при составлении регистров налогового учета:
- минимизация трудозатрат для дальнейшей обработки информации;
- возможность в любой момент времени перенести данные аналитических регистров в налоговую декларацию;
- должна быть обеспечена возможность провести последующие проверки правильности переноса данных из регистров бухгалтерского учета.
Расчет налоговой базы должен включать в себя следующие данные:
- Период, за который определяется налоговая база.
- Доходы, полученные от реализации за отчетный период.
- Расходы, произведенные за отчетный период.
- Прибыли/убыток от реализации продукции.
- Сумму внереализованных доходов.
- Сумму внереализованных расходов.
Как уже было отмечено ранее, расчет налоговой базы составляется самостоятельно в соответствии с нормами, перечисленными в 25 главе Налогового кодекса РФ.