Финансовый анализ предприятия
Для принятия оптимального управленческого решения в любой возникшей ситуации необходимо тщательно анализировать деятельность предприятия.
Результаты проведенного финансового анализа предприятия применяются для формирования плановых обоснованных заданий.
Методики проведения анализа
В практике финансового менеджмента в основном используются шесть базовых аналитических методик:
горизонтальная: в этом случае сравниваются идентичные строки из документов финансовой отчетности за разные периоды. Такая методика дает возможность выявить тенденции к изменениям и провести вычисления темпов развития и роста;
вертикальная методика, которая определяет структуру для финансовых итоговых показателей совместно с выявлением воздействия каждой из позиций на конечный результат, отражаемый в отчетности;
анализ трендов - сравнительный анализ позиций отчетных документов с рядом предшествующих ему периодов и выявление тренда, основного вектора движения показателей. С помощью выявленного тренда можно формировать вероятные значения показателей для будущего, а это значит, есть возможность вести прогнозный анализ на перспективу;
сравнение относительных показателей: в этой методике высчитывается отношение между различными позициями отчетных документов или позициями различных форм отчетности и выявляются взаимосвязи показателей;
факторный анализ - аналитическое исследование влияния различных отдельных факторов на итоговые показатели;
сравнительный анализ: он проводится внутри одной компании как срез по сводным показателям, отдельным показателям, также возможно сравнение с теми показателями, которые есть у конкурентов, или со средними данными по рынку.
Решаемые задачи
проведения экспресс анализа финансового состояния предприятия в сжатые сроки
проведения анализа с целью оздоровления финансового состояния (санации) предприятий или представления аналитических материалов в суд и другим заинтересованным лицам;
проведения регламентируемых анализов в соответствии с нормативными актами контролирующих ведомств
проведения финансового анализа при аудите
определять возможные варианты дальнейшего развития предприятия
Оценка налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка — один из оценочных критериев для ИФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки
Цель
Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес в отношении:
анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций
планирования проверочных налоговых мероприятий
анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности
Методики проведения
1 Оценка налоговой нагрузки по налогу на прибыль
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль напрямую связана с величиной показателей, образующих формулу ее вычисления:
Рассчитанного налога, сумма которого, в свою очередь, непосредственно зависит от примененной ставки. Обычная ставка – 20%, но в ряде случаев может снижаться (ст. 284 НК РФ). Чем меньше налог, тем ниже нагрузка.
Дохода от реализации, определяемого по данным налогового учета и зависящего от объемов обычной деятельности налогоплательщика. При одинаковых суммах налога чем выше окажется доход, тем ниже будет налоговая нагрузка.
Внереализационных доходов, учтенных в целях налогообложения. Для одной и той же суммы налога чем выше будет этот доход, тем ниже налоговая нагрузка.
2 Оценка налоговой нагрузки по НДС
Непосредственное влияние на величину налоговой нагрузки по НДС имеют показатели, входящие в формулу ее расчета:
Начисленный к уплате налог. Чем он больше, тем выше налоговая нагрузка.
Объем налоговой базы. Его увеличение при том же значении налога приведет к снижению налоговой нагрузки.
Результат
При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки.